Чем же меня так привлекают уроки в музее? Прежде всего, это смена обстановки. От школьных кабинетов устают не только дети, но и учителя, а музейное пространство доступно, там тихо, тепло и располагающая к знаниям атмосфера. Экспозиция предоставляет огромный выбор доступного материала. Можно изучать историю по картинам, быт разных эпох по игрушкам и посуде; костюмы, скульптура, само здание музея может стать объектом внимания на занятии. Таким образом, урок в музее – это интерактивная форма урока, которая помогает ребятам по-другому взглянуть на предмет и обрести новые навыки.
Помимо этого, мы формируем актуальные сегодня метапредметные результаты. То есть все знания и опыт, которые дети получают в школе, могут быть использованы и для решения каких-то повседневных задач. В музее ребенок учится извлекать информацию из визуальных источников, выдвигать гипотезы, анализировать, выделять главное и второстепенное и многое многое другое. И что немаловажно, мы формируем у детей эстетический вкус, тренируем восприятие.
О проекте Мой первый урок по обществознанию для десятиклассников. в рамках школьного проекта «Урок в музее» прошел в Музее современного искусства PERMM. Была подготовлена технологическая карта, продуманы все этапы занятия, рабочие листы с заданиями. На тот момент в музее проходила выставка «Пермь – третья», на которой были представлены самые разнообразные работы пермских художников. При изучении темы стереотипах весьма подходящими оказались арт-объекты Елены Слобцевой, под названием «Домашний гламур».
При подготовке к этому уроку я несколько раз приходила музей, общалась с куратором выставки, читала статьи про художников, и искала чем-то цепляющую тему. В обществознании, на мой взгляд, очень продуктивно использование метафор и обращение к фактам из смежных наук.
Помимо музея современного искусства я провожу уроки в Пермской художественной галерее и Историческом парке «Россия – моя история» с периодичностью один раз в четверть.
Какие моменты необходимо учитывать при проведении таких уроков?- Определить, какую учебную дисциплину можно изучать в каком музее.
- Решить какие цели вы хотите достичь. Что будет вводной частью, закреплением, итоговым уроком?
- Лучше всего, если дети будут знакомы с основными терминами. Их можно изучить заранее, либо сделать словарик в рабочем листе.
- Поскольку это не обычный школьный урок, лучше подготовить рабочие листы и решить, как и в каком составе дети будут их заполнять. Можно разделить класс на группы или даже предложить самостоятельную работу.
- Место проведения урока тоже очень важно. Вы задействуете все пространство музея, поэтому задания должны быть составлены исходя из логики экспозиции. Если вы весь урок выстроите вокруг одного-двух экспонатов, вам понадобится комфортно обустроить это место – поставить столы, стулья, доску.
- Продумать какие дополнительные материалы вам нужны, и кто их может предоставить. Возможно, стоит поговорить с куратором выставки или музейным педагогом для лучшего погружения в тему. Собирайте материал про экспонаты, художников, какие-то пересекающиеся темы.
- Лучшая мотивация для детей – это оценка за проделанную работу. В рабочий лист лучше вставить критерии оценивания.
- Очень важно сохранить все найденные материалы и давать гиперссылки. Я всегда в конце презентации даю гиперссылки на источники, которые были использованы при подготовке к уроку или просто меня заинтересовали. Ими можно воспользоваться в будущем.
- Фотографируйте процесс урока, разные интересные моменты. Старайтесь получать от детей обратную связь, чтобы можно было совершенствоваться.