Проект «Арт-игра в музее»

Музей Актуального Реализма
г. Тольятти

Человеческая культура возникает и разворачивается в игре.

Й. Хёйзинга


Описанный игровой формат легко трансформируется, подстраивается под всевозможные задачи и запросы того или иного сегмента подростковой аудитории, он достаточно универсален, что позволяет использовать его музеями различного типа, отнюдь не только художественными.


Темы: форматы и методы

команда
Анна Иванушкина
Музей Актуального Реализма

Почему мы задумались о работе с подростками?

«Трудный возраст» – устоявшееся выражение, часто используемое взрослыми применительно к подросткам. Но так ли это на самом деле? Безусловно, период «не-детство» четко ими осознается, они пребывают в поисках себя, делают попытки определить свою роль и степень своей значимости внутри сообщества.В это время ребята протестные и неуверенные, дерзкие и закрытые, смелые и робкие одновременно, заинтересовать и привлечь их в музей, взрастить из них свою аудиторию – задача не из легких.

Результатом творческих и исследовательских экспериментов стал проект «Арт-игра в музее», объединяющий в себе экскурсию, игру и творческую практику. Все эти составляющие связаны непосредственно с текущей выставкой, той или иной экспозицией или коллекцией музея.

Как мы проводим мероприятия?

Этап 1. Арт-медиация

Как правило, все активности в музее начинаются с экскурсии, и для подростков наиболее уместной формой ее проведения является арт-медиация. Зачастую, эти беседы «около искусства» могут увести далеко за пределы игровых задач, но, в то же время, участники в ней раскрываются, экспозиция перестает быть для них угрожающе чуждой и непонятной. Такая «разминка» позволяет перейти ко второму этапу арт-игры.

Этап 2. Самостоятельное погружение

Все участники получают индивидуальные буклеты-путеводители с заданиями. Удивительное открытие: использование традиционных (бумажных) носителей вместо планшетов, электронных приложений и т.п., вызывает трепет у молодой публики, подогревает интерес, как к настоящему произведению искусства. Потому что сами буклеты, их дизайн, верстка, карточки с заданиями оригинальны не только по содержанию, но и по стилю: их концепция перекликается с концепцией экспозиции и\или тематикой игры.

Теперь экскурсанты самостоятельно бродят по лабиринтам выставки в поисках ответов. Отклоняться от прописанного заранее маршрута не воспрещается, изложение собственного видения только приветствуется. Многие задания составлены по игровому принципу: ребусы, загадки, поисковые карточки. Отдельный блок посвящен личному восприятию, эмоциям: например, подростку предлагается побыть экспертом, куратором, выбрать лучшую работу на выставке, заглавное произведение, придумать название выставки и т.д.

Экскурсовод из медиатора превращается в игротехника, который следит за игрой, но не вмешивается, не диктует, не поучает, лишь при необходимости содействует, будучи помощником, а не надзирателем и не наставником.

Этап 3. Художественная практика

Практическая часть игры зависит от темы и форму выставки, к которой игра была разработана. Это может быть изучение и последующее применение той или иной художественной техники, стиля или материала. Главное отличие от стандартного мастер-класса в том, что основная цель практики – получение удовольствия от процесса, а не достижение идеального конечного результата, который может стать неожиданным для участников. Модератор игры подчеркивает, что целью является положительный творческий опыт, полученный через созидание и эксперимент.

Иногда самостоятельность – одна из основных характеристик данной возрастной группы и ожидаемое подспорье медиатору – не проявляется, а перекрывается беспомощностью и растерянностью, а отсюда появляется закрытость и демонстративное нежелание вступать во взаимодействие. Это ситуация, к которой модератору игры нужно быть готовым.

— Анна Иванушкина
презентация проекта