Принципы работы музейного проекта, которые делают его привлекательным для подростковой аудитории
Актуализация наследия. Подросткам не интересно изучать прошлое ради него самого. Нужен вызов, которым может стать поиск связей, общего и различия с современной жизнью. Ведь знания нужны нам для жизни здесь и сейчас, чтобы лучше узнать себя и мир, в котором мы живем.
Добровольность. Нельзя заставить подростка инициировать и придумывать что-либо, если у него нет внутреннего желания этого. Нужно предложить подросткам научиться делать то, что им действительно интересно (создавать зины, авторские украшения, фигурки из глины, настольные игры, рисовать мангу и др.). А музейное содержание уже делать материалом для тренировки навыкы, который интересно освоить подросткам.
Партиципаторность, или культура участия. Подросткам важно получить опыт участия в реальном, взрослом проекте. Чтобы партисипаторный проект случился, участники должны понимать, что музей, действительно, заинтересован в их финальном продукте и готов демонстрировать его как собственный. Должна быть уверенность, что посетители смогут увидеть созданную выставку, прослушать аудиогид и т.д. И музей должен обеспечить это на практике.
Диалог на равных. Подростки не просто выполняют задания, но становятся авторами конечного продукта (выставка, подкаст, аудиогид и др.), в рамках заданной взрослыми кураторами темы. Равные возможности для высказывания, но и равная ответственность за финальный продукт или его отсутствие, недоработку в случае неудачи (в нашем случае мы просим ребят в начале лаборатории подписывать правила, где они берут на себя ответственность за создание финального продукта).
Создание безопасной и дружественной среды. Взрослым кураторам проекта необходимо создавать комфортное для участников пространство за счет игр для развития коммуникации, проводить промежуточное анонимное анкетирование и корректировать работу проекта в соответствии с пожеланиями ребят (если это возможно сделать). Такая коммуникация может стать новым стандартом взаимоотношений между подростком и музеем в лице музейных сотрудников и привлеченных кураторов: не «ученик – педагог», а «участник – наставник».
Ответ на запросы и потребности целевой аудитории. В ходе наших исследований целевой аудитории мы узнали, что подростки хотят «попробовать что-то новое»; «пообщаться»; «заняться чем-то новым после уроков»; «понять, как работает музей». Формат творческой лаборатории позволяет нам удовлетворить эти запросы. Участникам предоставляется возможность заниматься творчеством; получить знания о музейных профессиях; попробовать себя в новой сфере; встретить новых друзей.
Командная работа. Участие в проекте позволяет каждому подростку выбрать определенную роль, выполнить собственное задание и нести за него ответственность.
Название. Чтобы подросток заинтересовался проектом и пришел в музей, у проекта должно быть яркое и интригующее название.