Творческая лаборатория «Чёрная Грязь»
Музей-заповедник «Царицыно»

г. Москва

«Чёрная Грязь» – ежегодная творческая лаборатория для подростков, целями которой являются поиск взаимосвязей между прошлым и современностью и вовлечение подростков в музейную деятельность. Каждый год ребята изучают выставки музея и представляют результаты своих исследований в творческом проекте. В 2021 году таким проектом стала выставка, посвященная связи XVIII и XXI веков; в 2022 году – фешн-показ апсайкл-украшений, вдохновленных модой XVIII века; в 2023 – авторские книги, отвечающие на вопрос, как современный подросток связан с народной культурой.

Темы: сообщество
команда
Наталья Мачихина
Музей-заповедник «Царицыно»

Принципы работы музейного проекта, которые делают его привлекательным для подростковой аудитории

Актуализация наследия. Подросткам не интересно изучать прошлое ради него самого. Нужен вызов, которым может стать поиск связей, общего и различия с современной жизнью. Ведь знания нужны нам для жизни здесь и сейчас, чтобы лучше узнать себя и мир, в котором мы живем.

Добровольность. Нельзя заставить подростка инициировать и придумывать что-либо, если у него нет внутреннего желания этого. Нужно предложить подросткам научиться делать то, что им действительно интересно (создавать зины, авторские украшения, фигурки из глины, настольные игры, рисовать мангу и др.). А музейное содержание уже делать материалом для тренировки навыкы, который интересно освоить подросткам.
Партиципаторность, или культура участия. Подросткам важно получить опыт участия в реальном, взрослом проекте. Чтобы партисипаторный проект случился, участники должны понимать, что музей, действительно, заинтересован в их финальном продукте и готов демонстрировать его как собственный. Должна быть уверенность, что посетители смогут увидеть созданную выставку, прослушать аудиогид и т.д. И музей должен обеспечить это на практике.

Диалог на равных. Подростки не просто выполняют задания, но становятся авторами конечного продукта (выставка, подкаст, аудиогид и др.), в рамках заданной взрослыми кураторами темы. Равные возможности для высказывания, но и равная ответственность за финальный продукт или его отсутствие, недоработку в случае неудачи (в нашем случае мы просим ребят в начале лаборатории подписывать правила, где они берут на себя ответственность за создание финального продукта).

Создание безопасной и дружественной среды. Взрослым кураторам проекта необходимо создавать комфортное для участников пространство за счет игр для развития коммуникации, проводить промежуточное анонимное анкетирование и корректировать работу проекта в соответствии с пожеланиями ребят (если это возможно сделать). Такая коммуникация может стать новым стандартом взаимоотношений между подростком и музеем в лице музейных сотрудников и привлеченных кураторов: не «ученик – педагог», а «участник – наставник».

Ответ на запросы и потребности целевой аудитории. В ходе наших исследований целевой аудитории мы узнали, что подростки хотят «попробовать что-то новое»; «пообщаться»; «заняться чем-то новым после уроков»; «понять, как работает музей». Формат творческой лаборатории позволяет нам удовлетворить эти запросы. Участникам предоставляется возможность заниматься творчеством; получить знания о музейных профессиях; попробовать себя в новой сфере; встретить новых друзей.


Командная работа. Участие в проекте позволяет каждому подростку выбрать определенную роль, выполнить собственное задание и нести за него ответственность.


Название. Чтобы подросток заинтересовался проектом и пришел в музей, у проекта должно быть яркое и интригующее название.


презентация проекта