Проектное обучение:
с кем, зачем
и как?
Музей Бориса Ельцина
г. Екатеринбург

Не секрет, что музеи всегда находятся в поиске партнеров, как для привлечения аудитории, так и для совместных проектов. Ориентируясь на программы учебных заведений, мы пришли к форме проектного обучения, которая подразумевает встраивание в учебный процесс и отличается в разных организациях. Главное преимущество для музея – это нестандартный, критический взгляд на его устройство и программную деятельность.

Темы: музей и школа

команда
Екатерина Трапезникова
Музей Бориса Ельцина

Объединяя различные дисциплины с темами музейных коллекций, мы реализуем междисциплинарный подход к обучению. Важно, что с каждым партнером заключается договор о сотрудничестве на безвозмездной основе, в котором прописываются обязанности сторон.

Партнеры и формат работы
Под проектным обучением мы понимаем вид деятельности обучающегося, имеющий конкретный продуктовый результат, направленный на решение проблемы. Он включает в себя объект и предмет, цель, задачи, гипотезу исследования. Опирается на программу обучения, универсальные навыки и особенности современной жизни.

В 2023 году подобную механику мы решились реализовать с дружественной школой, опираясь на формат индивидуальных учебных проектов* (исследовательская работа с практическим результатом). Для себя такие проекты мы определили, как программу или событие в музее, а целью представляли уход от формы стандартного реферата.
* В Екатеринбурге эта дисциплина реализуется в небольшом количестве школ.

Стороны

План проектного обучения в школе
В данном случае к нам пришел запрос от школы во второй половине учебного года. Сжатые сроки заставили нас посвятить проектам не весь год, а только пару месяцев. Участники были разбиты на группы по интересам, для каждой группы проводились консультации с сотрудниками музея. Результатом стали предложение по проведению игр и экскурсий в музее, создание сайта о истории кино, а также исследование аудитории.

План с «Кванториумом»
С практической точки зрения более успешный для музея опыт сложился в области дополнительного образования с «Кванториумом»: за три года удалось выстроить систему взаимодействия на регулярной основе.
Главная специфика такого рода проектов – ориентация на проблемное обучение и работу с реальными заказчиками.

В течении первого учебного года учащиеся «Кванториума» создали 3D тур, анимацию и приложение дополненной реальности для квеста-путеводителя, тактильную копию картины Эрика Булатова «Свобода» и двух орденов из коллекции музея.
В 2022/2023 учебном году проект продолжился в формате конкурса по разработке сувенирной продукции для музея, в 2023/2024 учебном году планируется создание Web AR конструктора, с помощью которого можно встроить в экскурсии или экспозицию материалы в дополненной реальности.

Преимущества такого сотрудничества:
  • многие проекты реализуются на стыке гуманитарных и технических наук, что отвечает междисциплинарному подходу в образовании, расширяется сфера интересов подростков. Часто именно на проект подростки первый раз приходят в музей;
  • периодически музеи испытывают нехватку специалистов технических специальностей, поскольку не являются приоритетным местом для их трудоустройства. Проводя подобные проекты, мы формируем у ребят образ музея как достойного места для реализации их профессиональных амбиций в будущем.
Трудности в работе по проектному обучению:
  • работа над проектом продолжительная и занимает весь учебный год;
  • проект требует постоянного внимания куратора от музея – это и организация работы в экспозиции, и консультирование, и экспертная поддержка:
  • получившийся результат не всегда совпадает с ожидаемым, что, безусловно, нормально для учебного процесса.
В целом, сотрудничество с учреждениями образования в области проектного обучения – это отличная возможность для развития современного музея. Междисциплинарные и практикоориентированные проекты являются исключительно полезными и для учреждений образования, и для музея, и для самих ребят.


— Екатерина Трапезникова
презентация проекта