ПРОГРАММА ФОРУМА

Форум подготовлен по открытой модели. Мы пригласили коллег со всей страны поделиться волнующими вас вопросами и проблемами, рассказать о своих проектах, сформулировать темы для обсуждения и стать соавторами программы форума.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Дворец молодежи, Екатеринбург

События проходили в разном формате:
  • только очно
  • только онлайн
  • очное событие, к которому можно было присоединиться в прямой трансляции
С записями встреч можно ознакомиться в разделе "Видеозаписи выступлений".
1 августа, вторник
14:30—15:30
Фойе 1-го этажа
Регистрация участников и слушателей
15:30—16:00
Малый зал + Трансляция
вход свободный
не_слишком торжественное Открытие форума
Приветственное слово организаторов и тьюторов
#планынабудущее #знакомство
16:00—17:30
Фойе 2-го этажа
вход свободный
Кто мы, откуда и что мы делаем?
Постерная презентация проектов участников форума
#планынабудущее #знакомство #обменконтактами

Участники: представители 25 проектов для подростков из разных городов России рассказывают о проектах и отвечают на вопросы

вечерняя программа

18:00—19:30
Онлайн
Участие свободное
Подросток с точки зрения… Психолог, социальный антрополог и юрист
Дискуссия
#мнениеэкспертов #задатьвопрос

Участники: Артем Митряхин, психолог, супервизия и стратегические сессии для команд, ведущих образовательную и просветительскую деятельность с детьми и подростками (Москва), Татьяна Макерова, юрист (Москва), Елизавета Кузнецова, социальный антрополог, выпускница программы социологии и антропологии факультета свободных искусств и наук СПбГУ (Санкт-Петербург).
Модератор: Наташа Гомберг, Молодеженое направление «Пушкинский.Ю» ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва)
2 августа, среда
10:00—11:20
Малый зал + Трансляция
вход свободный
Кто такие подростки?
Обсуждают музейщики, исследователи и подростки
#мнениеэксперта #опытинституции #социология #исследования

Участники: Дарья Пыркина, заведующая отделом образовательных программ Государственной Третьяковской галереи (Москва), Настя Львова, проект «Углы музея» Молодеженого направления «Пушкинский.Ю» (Москва), Екатерина Саминская, а также представители подростковой аудитории: Илья Иванушкин (Тольятти), Дарья Кондрашина (Ханты-Мансийск), Лиза Мельман (Екатеринбург), Вика Боровик (Москва), Юлия Юзбашева, основатель и руководитель исследовательского агентства ValidataKIDS
Модераторы: Лидия Лобанова, со-основатель программы «Каскад. Проект как метод» и директор Музея криптографии (Москва) и Рита Левашова, кураторка Молодеженого направления «Пушкинский.Ю» и научная сотрудница Нижегородского государственного художественного музея
11:20—11:30

Перерыв

11:30—12:20
Малый зал + Трансляция
вход свободный
Музей + подросток + школа
Панельная дискуссия с авторами проектов
#школа #уроквмузее #методология #профориентация #партнерство

Участники: Александра Осипова, заместитель директора по развитию Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева (Владивосток), Дарья Белова, учитель школы «Дуплекс» (Пермь), Лариса Худякова, учитель предметной области «Искусство», руководитель Музейного клуба «Культурные мосты» при МАОУ-СОШ № 165 (Екатеринбург), Александр Назаров, директор завода «Таволожская керамика» (д. Нижние Таволги), Людмила Ардашева, Анастасия Егорова, сотрудники Музея железных дорог России (Санкт-Петербург), Анна Гончарова, специалист Библиотечно-культурного центра «НОТА» (Санкт-Петербург), Екатерина Трапезникова, руководитель отдела музейной педагогики Музея Бориса Ельцина (Екатеринбург)
Модератор: Дмитрий Стальной, заместитель заведующего отделом музейно-образовательных программ и экскурсионного обслуживания Государственного музей-заповедника «Царицыно» (Москва)
12:20—12:50
Малый зал + Трансляция
участие свободное
Музей + подросток + школа
Комментарии экспертов
#школа #методология #профориентация #партнерство #опытинституции

Участники: Алексей Бойко, главный специалист по музейно-образовательной деятельности Русского музея (Санкт-Петербург), Марина Мацкевич, независимый музейный эксперт, Ирина Скобелева, руководитель проектов Благотворительнго фонда «ОМК-Участие» и Наталья Илюшкова, начальник управления образования Администрации г.о.г . Выкса (Выкса, Нижегородская обл.)
11:30—12:50
Коворкинг + онлайн
вход свободный
Подростки: все, что вы не успели спросить
Психолог, социолог и юрист расскажут о специфике взаимодействия с подростками и ответят на ваши вопросы
#мненеэксперта #задатьвопрос

Отвечают: Валентина Цуприк, член Экспертного совета ФПО СО, психолог, основатель и директор клуба для подростков «Teens place» (Екатеринбург), Юлия Юзбашева, Основатель и руководитель исследовательского агентства ValidataKIDS, Татьяна Макерова, юрист (Москва)

  • Беседа о волнующих вопросах, принципах экологичного общения с подростками и границах
  • Разговор об особенностях мира подростков с точки зрения социологии, а также о том, как его эффективно исследовать, где после вступительного рассказа с описанием полезных инструментов, слушатели смогут задавть вопросы
  • Продолжение разговора о юридических тонкостях работы с подростками: авторское и интеллектуальной право, особенности трудоустройство, ответственность и другие вопросы, ответы на которые полезно знать

Встреча с психологом будет проходить очно, к беседе с социологом и юристом можно присоединиться онлайн в Zoom.
Ссылку на онлайн все зарегистрированные слушатели форума получат по почте накануне события.
12:50—13:40

Обед

13:40—15:00
Коворкинг
Музей + подросток + школа
Продолжение дискуссии для тех, кто хочет об этом поговорить
#партнерство #поискрешений

Все для кого эта тема кажется актуальной смогут присоединиться к обсуждению и поучаствовать в описании более полного круга вопросов, потенциальных возможностей и способов этого взаимодействия
13:40—15:00
Малый зал + Трансляция
Как привлечь внимание к нужным темам? Партнерство и фандрайзинг
Выступление эксперта и дискуссия
#партнерство #продвижение

Ведёт: Ксения Солодова, координатор спецпроектов благотворительной организации «Ночлежка» (Санкт-Петербург)
15:00—15:10

Перерыв

15:10—15:50
Малый зал + Трансляция
вход свободный
Междисциплинарное сотрудничество: возможности и вызовы
Презентация опыта Музея Бориса Ельцина и дискуссия
#партнерство #опытинституции

Участники: Анна Бородулина, директор Музея Бориса Ельцина (Екатеринбург), Екатерина Трапезникова, руководитель отдела музейной педагогики Музея Бориса Ельцина (Екатеринбург), Рустам Самедов, проектный инженер детского технопарка «Кванториум», Сергей Ивашов, начальник детского технопарка «Кванториум» (Екатеринбург)

Разговор о междисциплинарном образовании и возможностях сотрудничества музеев с организациями дополнительного образования технической направленности, как в коротких, так и в долгосрочных проектах
15:50—16:30
Малый зал + Трансляция
вход свободный
Основные инструменты продвижения проектов и почему они не работают, когда речь идет о подростках
Выступление эксперта и дискуссия
#продвижение #поискрешений

Ведёт: Дмитрий Барсенков, генеральный директор кластера «Октава» (Тула)

Обсудим основные принципы и инструменты продвижения проектов в культуре, а потом дадим слово представителям целевой аудитории прокомментировать, что стоит учесть, когда речь идет о них (не забывая о том, что все этим высказывания, конечно, частное мнение, а не ответ от имени всех подростков на свете)
16:3016:40

Перерыв

16:40—17:40
Коворкинг
Развитие отношений
Мозговой штурм о долгосрочных отношениях музея с подростками
#привлечение #устойчивость #опытинституции #поискрешений

Ведут: Анна Зайцева, руководитель детского центра «Тымузей» Новосибирского краеведческого музея, Наталья Мачихина, методист по музейно-образовательной деятельности Государственного музея-заповедника "Царицыно" (Москва), Виктория Кандыбина, руководитель службы развития Музея Виктора Черномырдина (Черный отрог)

Как сделать так, чтобы подростки, которые приходят в музея на игры начинали интересоваться самим музеем? Как подобрать темы для подростковых образовательных программ, и почему некоторые выстреливают, а другие – нет? Как привлечь ребят в музей во время перерыва между длительными проектами? Три институции с разных сторон работают над вопросом построения более устойчивых отношений с подростковой аудиторией и расскажут о том, какие инструменты работают, а какие – нет, а во второй части в формате мозгового штурма предложат всем участникам поработать над поиском решений различных проблем

вечерняя программа

18:30—20:00
онлайн
участие свободное
Цифровые инструменты для чайников
Мастер-класс
#инструменты

Ведёт: Алексей Атапин, автор образовательного телеграм-канала «Прогрессивное образование», учитель информатики, директор Лицея «Престиж» Самарской области, амбассадор цифрового образования «Сферум» (Самара)

Иногда кажется, что цифровые технологии требуют больших вложений и специальных навыков. Но есть инструменты, которые могут очень украсить образовательный процесс и кажутся сложными, а на самом деле сделаны специально для того, чтобы ими пользовались не программисты.
3 августа, четверг
9:50—11:40
Фойе 2-го этажа
вход свободный,
3 параллельных показа по 30 минут (для трех групп)

Музей — подростку. Лично
Показы фрагментов программ участников
#опытинституции #демоформат #соучастие

Участники: Александра Белоусова, Юлия Приходько, команда Культурно-выставочного центра «Башня» Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева (Йошкар-Ола), Мария Айзина, руководитель музея «В тишине» (Москва), Наталья Жабина, младший научный сотрудник НИИ Урбанистики и глобального образования Московского государственного педагогического университета

Свои методики и инструменты продемонстрируют 3 проекта: дискуссии с подростками в музеях от проекта «Культура. Думать!», интерактивные экскурсии для подростков от неслышащих экскурсоводов музея «В тишине», программы Культурного Центра «Башня»
11:40—11:50

Перерыв

11:50—12:30
Фойе 2-го этажа
вход свободный
Музей как «третье место»: равноправный диалог в музее
Дискуссия в формате вредных и полезных советов
#поискрешений #опытинституции

Ведут: Александра Белоусова, Юлия Приходько, команда Культурно-выставочного центра «Башня» Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева (Йошкар-Ола), Мария Айзина, руководитель музея «В тишине» (Москва), Наталья Жабина, младший научный сотрудник НИИ Урбанистики и глобального образования Московского государственного педагогического университета, Анна Зайцева, руководитель детского центра «Тымузей» Новосибирского краеведческого музея

Участники форума проанализируют свои реальные ситуации из музейной жизни и обсудят с аудиторией, чего стоит или не стоит делать, если нужно наладить диалог с подростками

12:35—13:15
Малый зал  + Трансляция
вход свободный
Равенство разных. Задачник кейсов
Дискуссия об апелляции к индивидуальному опыту подростков при посещении музея
#опытинституции #демоформат #инклюзия

Ведёт: Мария Айзина, руководитель, Софья Карчемкина, помощник руководителя музея «В тишине» (Москва)

Обсудим, как, апеллируя к персональному опыту подростка, сделать для него актуальными современные принципы социальной инклюзии, рассмотрим ситуации из опыта музеев и предложим свои решения
11:50—12:50
Коворкинг
14 участников, регистрация по ссылке
«НЕ/скучный музей писателя». Создаем подростковую экскурсию
Мастерская вредных и полезных советов
#опытинституции #поискрешений #музейныйформат #навык

Ведёт: Юлия Веретнова, заведующая Литературным музеем Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН (Санкт-Петербург)

Не секрет, что музеи писателей часто однотипны. Подумаем, как сделать их интересным для подростков и раскрывая тему музея во всей полноте, соотнести ее с их актуальным миром
13:15—14:00

обед

14:00—15:00
Малый зал + Трансляция
вход свободный
Идеальный музейный подкаст: какой он?
Открытый диалог с аудиторией
#музейныйформат #опытинституции

Ведёт: Елена Кондрашина, директор Государственного художественного музея Югры (Ханты-Мансийск)
Участники: Мария Щекочихина, Марина Романова, сотрудницы Музея современного искусства «Гараж» (Москва), Юлия Коржевина, Молодежное направление «Пушкинский.Ю» Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (Москва)

Рассмотрим лучшие практики и способы привлечения молодежи к созданию подкастов, опираясь на свой опыт, попробуем собрать идеальную структуру подкаста для подростков и от подростков
15:00—16:00
Малый зал
25 участников, регистрация по ссылке
собери подкаст
Лекция и мастер-класс
#музейныйформат #навык

Лекция: Мария Щекочихина, Марина Романова, сотрудницы Музея современного искусства «Гараж» (Москва)
Модераторы групп: Елена Кондрашина, Юлия Коржевина, Марина Романова, Маша Щекочихина
14:00—16:00
онлайн
15 участников, регистрация по ссылке
Карты, деньги, два ствола: неочевидные инструменты в подростковых музейных проектах
Мастер-класс о сумасшедшем проектировании
#опытинституции #навык

Ведёт: Анастасия Каменская, независимый куратор, проектный менеджер, методист, автор проекта «Pushkino_style» (с. Пушкино, Тверская область)

Ссылку на онлайн зарегистрировавшиеся на событие слушатели получат по почте накануне события.
14:00—16:00
Коворкинг
30 участников, регистрация по ссылке
Игровой полигон: Играем и обсуждаем
Презентация кейса 3 в 1: демоверсия игр с обсуждением
#музейныйформат #демоформат

Ведут: Анна Иванушкина, главный научный сотрудник Музея Актуального Реализма (Тольятти), Дарья Алексеева, заведующая отделом по работе с посетителями Нижнетагильского музея изобразительных искусств (Нижний Тагил)
16:00—16:10

перерыв

16:10—17:30
Малый зал + Трансляция
вход свободный
Медиация в сфере культуры: палитра мнений о границах формата
Панельная дискуссия с экспертами
#музейныйформат #мнениеэксперта #опытинституции

Участники: Анна Тыренко, методист Молодежного центра Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург, Полина Спорышева, ведущий специалист культурно-просветительского отдела Волго-Вятского филиала Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Нижний Новгород), Марина Романова, кураторка программ медиации Музея современного искусства «Гараж» (Москва), Дарья Черкасова, научный сотрудник Музея изобразительных искусств (Екатеринбург, Алексей Бойко, главный специалист по музейно-образовательной деятельности Русского музея (Санкт-Петербург)
Модератор: Дарья Маликова, куратор программы медиации Уральской индустриальной биеннале современного искусства (Екатеринбург)

вечерняя программа

18:30—20:30
Ельцин Центр
(Бориса Ельцина, 3)
по билетам,
регистрация по ссылке
Экскурсия по Музею Бориса Ельцина для слушателей форума
4 августа, пятница
10:00—10:40
Малый зал + Трансляция
вход свободный
Сообщество: что это такое и как оно складывается
Дискуссия
#опытинституции #соучастие

Участники: Наташа Гомберг, Молодеженое направление «Пушкинский.Ю» ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва), Анастасия Московская (Москва)
Модератор: Лидия Лобанова, директор АНО «Каскад. Проект как метод», директор Музея криптографии (Москва)

Представители разных проектов, которые создают сообщества обсудят свой опыт, расскажут о сложностях, проанализируют инструменты и ценности, которые лежат в основе этого процесса
10:40—11:20
Малый зал + Трансляция
вход свободный
«Каскад. Проект как метод»: как соединить и поддерживать сообщество в долгосрочной перспективе
Рассказ, анализ и чек-лист
#устойчивость #опытинституции

Рассказывают: Саша Хейфец, Лидия Лобанова, со-основатели программы «Каскад. Проект как метод»
11:20—11:30

перерыв

11:30—12:50
Малый зал + Трансляция
вход свободный
Как культура участия помогает подросткам выйти из зоны комфорта?
Анализ кейсов
#музейныйформат #соучастие #выставки #опытинституции

Участники: Ольга Гапонова, старший библиотекарь Универсальной библиотеки им. Блохинцева ОИЯИ (Дубна), Полина Спорышева, ведущий специалист культурно-просветительского отдела Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Нижний Новгород)

Как придумывать и проводить события вместе с участниками проектов? Как наладить диалог между взрослыми и подростками, командой и экспертами, институцией и аудиторией? На примере своих проектов участники проанализируют, как именно в каждом из них проявляется культура участия, помогая всем причастным распределять роли, выстраивать коммуникацию и выходить из зоны комфорта. Полина проанализирует опыт участия молодежной команды в создании событий, посвященных выставкам Арсенала и то, как это повлияло на формирование сообщества. Ольга расскажет об опыте создания выставки, в которой подростки стали авторами, а выставка – не набором предметов, а историей, передающей смыслы
12:50—13:40

обед

13:40—15:00
Малый зал + Трансляция
вход свободный
Что такое дизайн образовательного опыта и зачем он нужен в музее
Разбор нескольких кейсов
#навык #проектирование

Ведет: Анастасия Ждановская, методист, преподаватель (МГУ, School of Education)
13:40—15:00
Коворкинг
25 участников,
регистрация по ссылке
У самурая нет цели — только путь. Как показать ценность процесса?
Групповая работа с возможностью наблюдения для остальных слушателей

Ведут: Анастасия Шипицина, независимый куратор, продюсер кураторской группы «Край» (Пермь), Ольга Гапонова, старший библиотекарь Универсальной библиотеки им. Блохинцева ОИЯИ (Дубна), Александра Хейфец, куратор АНО «Каскад. Проект как метод», Полина Спорышева, ведущий специалист культурно-просветительского отдела Волго-Вятского филиала Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Нижний Новгород)

Реализуя подростковый проект мы часто ориентируемся на результат. Но в соучастных проектах процесс не менее важен! Ка признать ценность процесса самому и «доказать» ее участникам/родителям/начальству/грантодателям?
15:00—15:10

перерыв

15:10—17:10
Коворкинг
в практике 25 участников,
регистрация по ссылке

От объекта к субъекту: какими сегодня должны быть практики соучастия в музее?
Теория и затем практика с возможностью наблюдения для остальных слушателей
#навык #проектирование #соучастие #теория

Ведут: Анна Тыренко, методист Молодежного центра Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Наталья Мачихина, методист по музейно-образовательной деятельности Государственного музея-заповедника "Царицыно" (Москва), Анастасия Шипицина, независимый куратор, продюсер кураторской группы «Край» (Пермь)

Как построить диалог между публичным нарративом музея и частным взглядом посетителя? На каких идеях может быть основано взаимодействие? Попробуем разобраться в критической теории и практике на примере текста Чарльза Гарояна «Перформативный музей» и сформулируем основные принципы партисипарторного проекта для подростков. На практикуме придумаем несколько идей подростковых проектов, пытаясь учесть интересы музея, интересы подростка и гармоничный формат их взаимодействия. Главным партнером участников в деле проектирования станет случай
17:10—17:30
Малый зал
вход свободный
Закрытие форума

вечерняя программа

18:00—19:00
ЕМИИ (Воеводина, 5)
по билетам,
регистрация по ссылке
Экскурсия в Екатеринбургский музей изобразительных искусств для слушателей форума
18:00—20:00
МИЕ (Карла Либкнехта, 26), Л-52 (пр. Ленина, 52)
по билетам,
регистрация по ссылке
Экскурсия в Музей истории Екатеринбурга и кластер Л-52 для слушателей форума
18:30—19:30
место сообщим дополнительно
регистрация по ссылке

твердое и хрупкое: разговор об устойчивости
Групповое обсуждение с участниками и слушателями форума

Модератор: Юлия Глазырина, заместитель директора по развитию Пермского краеведческого музея, член Президиума ИКОМ России